Метод скелета

Содержание
  1. Диаграмма Исикавы. Рыбий скелет Исикавы
  2. Кт костей: порядок проведения исследования, преимущества метода – Сайт о современных методах диагностики заболеваний
  3. Что такое сцинтиграфия
  4. Когда назначается процедура
  5. Противопоказания к проведению сканирования
  6. Подготовка к процедуре
  7. Проведение исследования
  8. Основные преимущества
  9. Особенности исследования
  10. Что такое остеосцинтиграфия
  11. Показания для проведения
  12. Побочные действия
  13. Метод
  14. Составление схемы Фишбоун
  15. Применение метода Фишбоун на уроке
  16. Формы работы на уроке
  17. Примеры использования технологии Фишбоун в обучении
  18. Метод исикавы: определение и пример построения диаграммы – Саморазвитие
  19. Как построить диаграмму Исикавы в Excel
  20. Диаграмма Исикавы и ее применение POINT-V.RU
  21. Диаграмма Исикавы — возможности
  22. Как составить диаграмму Исикавы
  23. Недостатки диаграммы Исикавы
  24. Диаграмма Исикавы – полезный метод для жизни
  25. Суть метода
  26. Этапы построения диаграммы
  27. Пример готовой диаграммы
  28. Сцинтиграфия костей скелета: подготовка, что показывает, как проводится и расшифровка результатов – Опухоли нет
  29. Сцинтиграфия костей скелета: ядерная физика в медицине
  30. Преимущества и недостатки сцинтиграфии

Диаграмма Исикавы. Рыбий скелет Исикавы

Метод скелета

Другие названия метода: «Причинно-следственная диаграмма» («рыбий скелет»)

Автор метода: К. Исикава (Япония), 1952 г.

Назначение метода

Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы — инструмент, обеспечивающий системный подход к определению фактических причин возникновения проблем.

Цель метода

Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.

Суть метода

Причинно-следственная диаграмма — это ключ к решению возникающих проблем.

Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

План действий

В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:

  • сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
  • группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
  • ранжирование их внутри каждого блока;
  • анализ получившейся картины.

Особенности метода

Причинно-следственная диаграмма Исикавы («рыбий скелет»)

Общие правила построения

  1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
  2. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).
  3. Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».
  4. Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).
  5. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы — отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.
  6. Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
  7. В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

Дополнительная информация:

  • Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.
  • Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», можно определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).
  • Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.

Достоинства метода

Рыбий скелет Исикавы позволяет:

  • стимулировать творческое мышление;
  • представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.

Недостатки метода Диаграмма Исикавы

  • Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
  • Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

Ожидаемый результат

Получение информации, необходимой для принятия управляющих решений.

Автор А.М. Кузьмин

Обратите внимание на тренинг по этой теме: Анализ проблем. Принятие решений

Диаграмма Исикавы. Рыбий скелет Исикавы

Источник: https://training-partner.ru/staty/diagramma-isikavy-rybij-skelet.html

Кт костей: порядок проведения исследования, преимущества метода – Сайт о современных методах диагностики заболеваний

Метод скелета

29.12.2019

Остеосцинтиграфия используется для диагностики патологий костной ткани сравнительно недавно. Поэтому пациентов, получивших направление на процедуру, часто тревожит вопрос: «Сцинтиграфия костей скелета – что это такое?». Данный метод представляет собой сканирование костной ткани для выявления инфекционных, травматических, онкологических и других заболеваний.

Что такое сцинтиграфия

Метод исследования скелета с помощью сцинтиграфии относят к новейшему технологическому разделу ядерной медицины. Данный тип визуализации является способом лучевой диагностики. Выглядит процедура следующим образом:

  1. Собственно для диагностики в данном случае применяются радиоактивные изотопы, которые еще называют изотопами-маркерами или индикаторами. Небольшое количество радионуклидов вводят в организм пациента.
  2. Затем при помощи специальной камеры, которая называется гамма-камерой, делают снимки костей скелета.
  3. Некоторые участки ткани костей поглощают небольшую дозу радионуклидов-маркеров (или вовсе не поглощают их), что на снимках видно, как небольшие затемнения, которые в медицине называются «холодными» участками. В этих случаях говорят о наличии определенных видов злокачественных опухолей или о нарушенном кровообращении.
  4. Больше всего маркера поглощают кости скелета, где ткани восстанавливаются или активно растут. На снимках такие участки выглядят яркими, их называют «горячими». Это может свидетельствовать о наличии артрита, микропереломов, инфекций и некоторых видов рака костной ткани.

Сцинтиграфия костей скелета делится на динамическую, когда делается несколько снимков непрерывно или через равные промежутки времени, а также статическую (небольшое количество снимков пораженного органа).

Когда назначается процедура

Чаще всего сканирование скелета полностью или отдельных его частей назначают для того, чтобы:

  1. Выявить метастазы или новообразования костной ткани на ранних стадиях. Визуализация с точностью определяет первичный рак костей, например, хондросаркому, а также вторичные новообразования, которые становятся следствием опухолей других органов.
  2. Обследовать переломы костей, особенно бедра, если не получается сделать четкий снимок при помощи стандартной рентгенографии.
  3. Установить этиологию боли в костной системе, если не удалось найти причину при проведении других диагностических процедур. Чаще всего этот метод диагностики используется, чтобы установить месторасположение аномалий в некоторых сложных костных структурах, к примеру, в ступнях или позвоночном столбе. В этом случае сцинтиграфия обычно сочетается с МРТ или КТ.
  4. Для обнаружения повреждений костной ткани, которые вызваны нарушениями в работе внутренних органов или инфекциями (редкая болезнь Педжета).

Также исследование используется для выявления артрита, артроза и патологического остеомиелита. При наличии злокачественной опухоли костной системы такие процедуры могут быть плановыми, повторными.

Противопоказания к проведению сканирования

Поскольку в данной процедуре используются радионуклиды (радиоактивный индикатор чаще всего представляет собой изотопы технеция или стронция, который вводится через катетер внутривенно в кровь пациента), существуют определенные противопоказания для диагностики данного вида:

  1. Беременность. Теоретически концентрация маркерных радионуклидов не слишком велика, чтобы причинить вред ребенку. Однако исследований в данной области практически не существует, поэтому в период всего срока беременности такое сканирование скелета проводят при жизненной необходимости для будущей матери.
  2. Период лактации. Изотопы, содержащиеся в маркерах, практически полностью проникают в грудное молоко, поэтому после процедуры как минимум три дня необходимо сцеживать его, чтобы сохранить лактацию. Сцеженное молоко необходимо выливать, поскольку для ребенка оно опасно.
  3. Аллергические реакции. Если пациент имеет склонность к проявлению аллергии, необходимо рассказать об этом лечащему врачу до проведения исследования. Радионуклиды могут вызвать как обычную кожную сыпь, так и более серьезные последствия, к примеру, анафилактический шок.

Кроме того, если пациент недавно проходил диагностику с использованием бария (часто используется при рентгене желудка), это может исказить качество снимков, поэтому также необходимо сообщить об этом врачу до начала диагностики.

Подготовка к процедуре

Вся подготовка к обследованию заключается в следующем:

  1. Если сканирование проводится в плановом порядке, за месяц до его начала пациенту рекомендуется прекратить использование йода, в том числе наружно или в составе препаратов для внутреннего приема. Также следует отказаться от приема препаратов, в составе которых содержится кальций и витамин D, противоопухолевых средств и эстрогена.
  2. До и после обследования рекомендуется принимать много жидкости. После введения индикатора пациент должен выпить как минимум один литр чистой воды, чтобы контраст лучше распространился по организму.
  3. Необходимо снять украшения, одежда должна быть свободной.

Перед началом исследования внутривенно вводится радиоактивное вещество, которое распространяется по всем органическим структурам, но концентрируется только в костных тканях.

Проведение исследования

Вначале пациент получает инструктаж относительно диагностики – что это такое, как себя вести. Через 2–3 часа после введения контрастного средства начинается сканирование:

  • если требуется диагностика инфекционно-воспалительных заболеваний или остеомиелита, то сразу после введения маркера делается несколько снимков;
  • в других случаях пациент выпивает воду, перед процедурой опорожняет мочевой пузырь;
  • затем его помещают на специальный стол, во время процедуры необходимо лежать максимально неподвижно, чтобы не нарушить читабельности снимков;
  • болевых или других неприятных ощущений во время сканирования не возникает;
  • длительность процедуры составляет около 1 часа;
  • после процедуры обязательно обильное питье.

По результатам исследования специалист может получить несколько различных снимков – томографические, статические, синхронизированные или динамические.

Основные преимущества

Сцинтиграфия, несмотря на наличие противопоказаний, обладает несколькими неоспоримыми достоинствами:

  • невысокая стоимость исследования в сравнении с другими современными методами;
  • небольшая доза облучения, которая позволяет проводить сканирование ежемесячно, что оптимально для контроля динамики терапии (особенно онкологических заболеваний костной ткани);
  • возможность обнаружить патологические изменения в костях на самых ранних стадиях, что имеет ключевое значение в лечении рака;
  • отсутствие подготовки – нет необходимости соблюдать диету, отказываться от приема медикаментов (кроме препаратов йода, кальция и бария);
  • возможность сканировать одномоментно весь человеческий скелет и выявить метастазирования везде, где локализуются опухоли;
  • несложная процедура без боли и дискомфорта;
  • небольшая доза облучения в сравнении с рентгенографией.

К минусам данного вида диагностики можно отнести: необходимость лежать неподвижно в процессе сканирования, ограничение на возраст пациента (не проводится детям младше 14 лет).

Особенности исследования

Сканирование костей скелета не в состоянии разграничить патологические и физиологические образования в костной ткани.

Именно поэтому чаще всего снимки, полученные в ходе диагностики, рассматриваются в комплексе с жалобами больного, осмотром лечащего врача и результатами МРТ, КТ, биопсии, анализов крови.

Некоторые типы злокачественных новообразований не могут быть идентифицированы во время проведения такого вида диагностики.

Цены на диагностику в несколько раз ниже, чем на МРТ или КТ, поэтому сканирование уже обретает популярность. Правда, метод еще не распространен, проводится только в крупных медицинских центрах.

Нормальными результатами сцинтиграфии является равномерное распределение индикатора в костной ткани. Не должно наблюдаться скопления изотопов на определенных участках. Светлые или темные участки костной ткани на снимке свидетельствуют о патологических изменениях костей.

Несмотря на использование изотопных веществ, метод достаточно безопасный, поскольку доля облучения невелика, и пациент практически не получает негативного воздействия. После выполнения манипуляции показано принять теплый душ с мылом, одежду постирать.

  • Все материалы, используемые во время процедуры (салфетки, ватные тампоны), утилизируются по специальной схеме, как радиоактивные отходы.
  • Самому пациенту рекомендуется после процедуры выпить как можно больше жидкости и на протяжении одного дня не контактировать с детьми или беременными женщинами.
  • Сканирование костей скелета на сегодняшний день является единственным информативным способом выявить патологии, в том числе онкологические, которые локализуются в костных тканях.
  • При этом метод абсолютно безболезненный, безопасный, лучевая нагрузка сведена к минимуму, что позволяет проводить диагностику достаточно часто и наблюдать развитие заболевания в динамике.
  • Для сравнения: при проведении рентгенографии доза облучения более чем в 10 раз выше, чем при проведении остеосцинтиграфии.
  • Источник:

Что такое остеосцинтиграфия

Это инновационная лучевая диагностика, способная определить текущее состояние органов и целостность структуры тканей организма.

Процедура поможет выявить злокачественные образования в клетках, а также изменения в костях на самых ранних стадиях (до появления внешних признаков).

Применение сцинтиграфии костей скелета раскроет все проблемы, связанные с возникновением всевозможных недугов тканей, что способствует назначению своевременной и адекватной терапии.

Показания для проведения

Для получения правильной картины исследования, в организм вводятся радионуклиды – специальные маркеры (контрастные вещества), излучение которых отображается на экране гамма-камеры.

Благодаря этому становятся видны все поврежденные и пораженные ткани. Индикаторы проявляются на мониторе горячими очагами. Эти места являются очагами поражения.

Радиоактивные изотопы практически безвредны для организма, что делает процедуру безопасной и крайне востребованной.

Сцинтиграфия костей скелета назначается для:

  • диагностики проблем, вызывающих боли в костях;
  • обнаружения микроскопических переломов костей скелета;
  • выявления болезней суставов (артрит, артроз);
  • определения наличия аномальных воспалительных, инфекционных процессов в костных тканях;
  • диагностики рака и иных онкологических заболеваний (наличие метастаз, новообразований);
  • плановых обследований в процессе лечения злокачественных опухолей и их воздействия на организм;
  • при подозрениях на патологический остеомиелит.

Побочные действия

Не смотря на практическое отсутствие противопоказаний для применения радионуклидного обследования, некоторые побочные эффекты все же могут возникать. Например, сцинтиграфию костей скелета не рекомендуют проводить беременным и кормящим женщинам.

Если же обследование необходимо сделать во время лактации, то естественное питание малыша должно возобновиться не ранее, чем через 2-3 дня после процедуры.

Источник: https://sovr-med.ru/ekg/kt-kostej-poryadok-provedeniya-issledovaniya-preimushhestva-metoda.html

Метод

Метод скелета

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета.

В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.

Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Нажмите для увеличения

Составление схемы Фишбоун

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения.

Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная.

По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Нажмите для увеличения

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун на уроке

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока.

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме.

Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий.

Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов.

А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

Формы работы на уроке

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
  • Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.

Примеры использования технологии Фишбоун в обучении

Пример 1.

Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.

  • Голова — легко ли совершить подвиг.
  • Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
  • Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
  • Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.

После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).

Пример 2.

Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».

  • Голова — причины феодальной раздробленности.
  • Верхние косточки — стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.
  • Нижние косточки — перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.
  • Хвост — феодальная раздробленность была неизбежной.
  • Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.

Скачайте рыбные схемы из этой статьи для дальнейшей работы >>>

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

Метод исикавы: определение и пример построения диаграммы – Саморазвитие

Метод скелета

21.11.2019

Диаграмма Исикавы – популярный способ графического представления анализа причинно-следственных связей. Внешне она напоминает рыбную кость или скелет. Поэтому часто инструмент называют «рыбий скелет».

Автор – японский химик Каора Исикава. Метод был разработан еще в начала пятидесятых. Сначала аналитическая техника использовалась лишь в рамках менеджмента качества. Впоследствии начала применяться и в других проблемных областях.

Основная цель метода – групповой поиск проблем и их причин. Диаграмма Исикавы («Ишикавы» – еще одна транскрипция) включена в японский промышленный стандарт (JIS) как график причин и результатов, показывающий отношение между качественным показателем и воздействующими на него факторами.

Техника предназначена для первоначального ранжирования воздействующих на исследуемую проблему факторов. Это результат аналитической работы. Например, вырос брак на производстве. Это проблема, исследуемый объект. Руководитель собирает ответственных и просит выделить возможные причины данной проблемы. Затем анализируются факторы, приведшие к возникновению той или иной причины.

Конечные цели аналитического метода Ишикавы:

  • выявление всех факторов, повлиявших на возникновение проблемы;
  • визуализация связей между проблемой и возможными причинами;
  • расстановка акцентов для анализа и решения проблемы.

Классический шаблон диаграммы выглядит следующим образом:

  1. На предприятии возникла проблема. Ее нужно сформулировать четко и правильно. Например, «упали продажи». Снижение продаж – объект анализа. Нужно вписать его в «голову рыбы».
  2. Далее руководитель должен выяснить у ответственных лиц: почему так случилось. На этом этапе высказывания не критикуются и не анализируются, а просто фиксируются. Их записывают на основные боковые линии. Максимальное количество основных факторов – 3-6.
  3. На данном этапе необходимо «углубить» основные факторы (1-го порядка). На диаграмме отражают возможные влияния на каждый из них. Например, «человек». Возможно, менеджеру по продажам не хватает навыков холодных звонков. Также в ходе анализа было выяснено, что у менеджера нет всех полномочий по привлечению новых клиентов. При углублении в анализ «Оборудования» обнаружилось, что в периоде было недостаточно рекламных материалов. Факторы второго порядка вписываются на «средние кости».
  4. Если есть факторы третьего порядка, которые влияют на факторы второго порядка, их располагают на «мелких костях».

Важно при анализе выявить все факторы. Даже те, которые кажутся незначительными. В дальнейшем факторы оцениваются и ранжируются. Задача – выявить самые значимые, которые больше всего повлияли на снижение продаж.

Для ранжирования факторов можно использовать, к примеру, метод Парето.

Как построить диаграмму Исикавы в Excel

Диаграмму Ишикавы построить с помощью средств Excel достаточно сложно. Зато проанализировать вес каждого фактора можно. И уже на основе графика найти оптимальный путь решения проблемы.

Обратимся к нашему примеру. Найденные факторы не имеют числового выражения. Для иллюстрации оценим их в баллах.

Отсортируем цифры в порядке возрастания. Посчитаем долю каждого фактора с накопительным итогом.

Проиллюстрируем баллы в виде гистограммы. А долю – в виде графика с маркерами.

Диаграмма показывает: чтобы решить возникшую проблему, нужно работать, в основном, с первыми тремя факторами.

Источник:

Диаграмма Исикавы и ее применение POINT-V.RU

Профессор Токийского университета Каору Исикава (1915-1989)

Этот инструмент анализа логических связей между различными факторами и результатом разработал Каору Исикава, профессор Токийского университета, в 1952 (по другим источникам в 1943) году. Исикава известен в первую очередь как один из основателей японской школы менеджмента и японской системы качества.

Например, он утверждал, что если изменение процесса приводит к стабильно позитивному результату, этот процесс необходимо принять как стандартный и не отступать от него до тех пор, пока не пройдет следующий цикл улучшения этого процесса. При его наступлении, нужно снова проверить на практике новую версию процесса, снова утвердить его как стандарт и соблюдать уже его.

Также Каору Исикава разработал и ввел в практику на производстве концепцию кружков качества, а также разработал графическую диаграмму причинно-следственных связей. По имени разработчика этот метод назвали «диаграмма Исикавы», а по характерному внешнему виду «рыбий скелет» или «рыбья кость» («fishbone»).

Диаграмма Исикавы — возможности

Диаграмма Исикавы позволяет прояснить и учесть все существенные факторы, влияющие на результат какой-либо деятельности.

Таким результатом может быть изделие, услуга, завершенная работа, состояние оборудования или проблема — любой объект изучения или разработки.

Применение диаграммы Исикавы позволяет выяснить причины каких-либо проблем в организации или, например, причины возникновения дефектов в изделиях.

Диаграмма Исикавы имеет преимущества:

  • помогает наглядно показать связи между полученным результатом и вызвавшими его причинами;
  • позволяет провести анализ цепочки факторов, воздействующих на проблему.

Это сделало диаграмму Исикавы довольно популярным инструментом анализа, особенно в системе управления качеством, когда необходимо понять, какие именно причины приводят к положительному или нежелательному результату.

Как составить диаграмму Исикавы

Первый шаг. Необходимо максимально четко определить предмет изучения или проблему, лаконично

Метод построения диаграммы Исикавы — проблема и категории

описать её и записать формулировку на рабочее поле в прямоугольнике с правой или левой стороны. От прямоугольника влево (вправо) нужно провести прямую горизонтальную линию.

Второй шаг. Над горизонтальной линией и под ней указываются группы факторов, влияющих на результат. Обычно в список групп входят так называемые «люди», «методы», «механизмы», «материалы», «контроль» и «среда»:

    1. «люди» — группа причин, обусловленных состоянием и возможностями человека, то есть влиянием человеческого фактора. Например — уровень опыта, физические кондиции, способности, мотивация, состояние здоровья и прочие
    2. «методы» — группа причин, обусловленных тем, каким образом делается работа, также сюда включают всё, что относится к точности или производительности отдельных операций процесса или его стадий
    3. «механизмы» — группа причин, связанных с используемым оборудованием, оснасткой, которые использованы в процессе. Например, наличие и состояние рабочего и измерительного инструмента, применение каких-то дополнительных устройств
    4. «материалы» включает в себя факторы, определяющие измеримые параметры и качества материала, участвующего в процессе. Например, температура, состав, упругость, влажность, вязкость или твердость
    5. «контроль» включает в себя обстоятельства, влияющие на надежное и своевременное обнаружение ошибочных действий
    6. «среда» — группа, включающая все значимые условия, обусловленные внешней средой и влияющие на процесс и результат действий. Например, давление, температура воздуха, воды, степень освещенности.

Необязательно использовать в рамках одного исследования все категории сразу, но нежелательно ограничиваться одной или двумя. Нужно исходить из соображений разумной достаточности.

Третий шаг. Выбранные категории вписываются в прямоугольники, от них проводятся наклонные линии к уже имеющейся горизонтали.

Распределение причин по группам-категориям

Четвертый шаг. Причины изучаемой проблемы или действующие факторы распределяются по установленным категориям («люди», «механизмы» и т. д.) и указываются на диаграмме в виде линий, примыкающих к линиям категорий.

Пятый шаг. Необходимо разложить каждую из причин на составляющие. Для этого по поводу каждой причины нужно задать себе вопрос – «В связи с чем это случилось?»

Ответы нужно фиксировать в виде ветвей более низкого уровня. Детализация причин должна продолжаться до тех пор, пока не будет найдена «корневая» причина.

Второстепенные причины в диаграмме Исикавы

Примечание. В некоторых источниках рекомендуется выделять факторы, позитивно влияющие на результат и негативные факторы.

С этой целью линии, обозначающие их связь с категорией, проводят в разных направлениях, например, «позитив» налево либо изнутри от осевой линии, «негатив» — направо либо снаружи к оси — как на рисунке.

Это непринципиально, можно делать так как удобно, выделять факторы цветом линий или не выделять их вообще.

Шестой шаг. Из числа первопричин выделяются наиболее значимые факторы, которые влияют на изучаемую проблему.

Изображение позитивных и негативных факторов в диаграмме Исикавы

Несложный пример диаграммы Исикавы приведен на рисунке.

Недостатки диаграммы Исикавы

Из недостатков диаграммы можно назвать следующие:

    • громоздкость графического представления (в конечном итоге для изображения всех «ветвей» может не хватить места), правда это компенсируется наличием программного обеспечения, в том числе входящего в офисные пакеты;
    • сложность применения и вероятность путаницы для тех случаев, когда проблема является комплексной, например, часто возникает путаница при отнесении факторов к категориям;
  • относительная сложность применения метода на практике. Есть методы, которые проще в воспринимать и применять на практике.

Диаграмма Исикавы хорошо сочетается с «мозговым штурмом» на стадиях определения списка факторов, влияющих на результат. С помощью каких программ ее можно составить — написано здесь

Источник:

Диаграмма Исикавы – полезный метод для жизни

Очень часто в определённых жизненных обстоятельствах человек не может найти ответы на те или иные вопросы, возникающие в его жизни. Каждый мыслящий член общества должен уметь анализировать ситуации, находить причинно-следственные связи для того, чтобы разобраться в своём внутреннем мире. Для того, чтобы упростить эти поиски можно воспользоваться построением диаграммы Исикавы.

Суть метода

Диаграмма Исикавы – это метод, на основе которого можно установить причины, следствия и, самое главное, пути решения конкретных проблемных ситуаций.

Данная методика имеет множество разных названий (например, скелет рыбы, ёлка и т. д.), но самое распространённое это – диаграмма Исикавы. Названа она так по имени своего создателя – Каору Исикава.

Профессор придумал эту методику во время работы над своим научным исследованием в середине ХХ века.

Во время построения данной схемы человек приходит к пониманию появления проблем на самых разных уровнях. Этот метод используют в различных областях, начиная с менеджмента, заканчивая психологией.

Этапы построения диаграммы

Согласно заключениям К. Исикавы, существует всего лишь 2-3 причинных фактора возникающей проблемы. Для того, чтобы их выявить и устранить нужно построить соответствующую схему, внешне напоминающую скелет рыбы (отсюда и название). Составление диаграммы подразделяется на несколько этапов.

  1. Первоначально нужно определить все факторы, условия и обстоятельства, которые могут повлиять на конечный результат, изменить его как в положительную, так и в отрицательную сторону.
  2. После сбора всех факторов, их нужно систематизировать в соответствии с тематическими разделами диаграммы.
  3. Затем нужно проанализировать каждый раздел, посмотреть, какие факторы сюда попали и какие пути решения возможны конкретно в этом отделе.
  4. Теперь, когда досконально изучено каждое подразделение, нужно подвергнуть анализу всю систему в целом.
  5. В процессе анализа нужно исключить те факторы, которые изменить невозможно. Попытаться найти альтернативное решение.
  6. В самом конце опускаются малозначимые проблемы и происходит «мозговой штурм», в процессе которого находится правильное решение той или иной проблемной ситуации.

Пример готовой диаграммы

Попробуем разобрать принцип построения диаграммы Исикавы на примере. Ключевая проблема, а следственно и название диаграммы будет следующим: «Брак готовой продукции на предприятии».

  • Сначала определяем главную проблему, которая и станет названием «хребта» схемы. Итак, основа диаграммы имеет название «Брак готовой продукции».
  • Определяем первичные факторы, которые являются причиной этой проблемы, они будут служить названиями блоков для «косточек» нашей схемы. К основным причинам появления брака на предприятии можно отнести: оборудование, персонал, среда, технология работ и материалы.
  • Теперь от общего переходим к частному. В каждый блок следует вписать более мелкие причины проблем. Под «косточкой» с названием «Оборудование» пишем все проблемы, связанные с ним, например, устаревшие станки, поломка и т. д. В разделе «Персонал» пишем: неквалифицированные рабочие, стрессовые ситуации, недостаточная мотивация и т. д. Блок под названием «Технология» может включать в себя следующие проблемные факты: неправильный порядок работ, недостаточная сила крепления и т. д. Работаем по такому принципу с каждым разделом.
  • После того, как вся диаграмма будет построена, каждый, даже самый мелкий, фактор будет перед глазами, на основе него начинается «мозговой штурм», логичным завершением которого становится решение главенствующей проблемы.

Источник: https://donpi.ru/samorazvitie/metod-isikavy-opredelenie-i-primer-postroeniya-diagrammy.html

Сцинтиграфия костей скелета: подготовка, что показывает, как проводится и расшифровка результатов – Опухоли нет

Метод скелета

Остеосцинтиграфия используется для диагностики патологий костной ткани сравнительно недавно. Поэтому пациентов, получивших направление на процедуру, часто тревожит вопрос: «Сцинтиграфия костей скелета – что это такое?». Данный метод представляет собой сканирование костной ткани для выявления инфекционных, травматических, онкологических и других заболеваний.

Сцинтиграфия костей скелета: ядерная физика в медицине

Сцинтиграфия костей скелета является разновидностью лучевой диагностики, ее называют также остеосцинтиграфией или сканированием костей. Этот современный и информативный метод обследования основан на способности костной ткани поглощать радионуклиды, причем скорость и степень их абсорбции зависит от характера имеющихся патологических очагов.

Преимущества и недостатки сцинтиграфии

В отличие от рентгенографии, МРТ и КТ, применение сцинтиграфии позволяет оценить наличие в костях очагов с измененной активностью клеток даже при сохранении внешней целостности скелета. Это могут быть участки воспаления, метастазы, переломы.

Причем они могут быть настолько малы, что ни один из вышеперечисленных методов еще не сможет их визуализировать. А сцинтиграфия покажет все имеющиеся в костях аномальные области независимо от их размера, причины и давности появления.

Этот метод диагностики позволяет выявлять метастазы еще до появления каких-либо симптомов, поэтому является ключевым обследованием в онкологии.

Сцинтиграфия – высокоточное исследование. С ее помощью можно оценить, какая именно кость поражена на кисти или стопе, какой участок позвонка вовлечен в патологический процесс. Это позволяет составлять клинические прогнозы и определять план паллиативного лечения в онкологии.

Источник: https://zlatgb174.ru/lechenie-i-diagnostika/stsintigrafiya-kostej-skeleta-podgotovka-chto-pokazyvaet-kak-provoditsya-i-rasshifrovka-rezultatov.html

Здоровая осанка
Добавить комментарий